Текст Исполнительного директора Кластера Космических технологий и телекоммуникаций Сергея Жукова
Фотографии российского космонавта Анатолия Иванишина
Правообладатели - РОСКОСМОС и NASA
Друзья,
Совершив недавно два перелета – в Лос-Анджелес и обратно, я имел удовольствие наблюдать планету с высоты одиннадцати тысяч метров. Когда летишь в Новый Свет, навстречу вращению нашего космического дома, день не умирает. Поэтому видны детали (если поверхность океана или суши не закрыта облаками) – безжизненные, розовые при свете Солнца льды Гренландии, иссеченные ветром, резкая граница океана и снежной пустыни на севере американского континента, бесконечные белые горы все еще зимней Канады, гористые и равнинные леса Колорадо, Вайоминга и Айдахо, пустыни Дикого Запада, вздыбленная каменисто-зеленая местность тихоокеанского побережья и, наконец, сам великий океан. Картина постепенного оживания природы завораживает.
Лекарство от смерти – жизнь, лекарство от жизни – творчество, а образец творчества – поверхность Земли. Творец бесконечно разнообразен в своих приемах. Один из приемов – достижение сложности через повторение. Картина создается из множества подобных элементов, то есть, фракталов.
Википедия сообщает нам, что «фрактал (лат. fractus — дроблёный, сломанный, разбитый) — сложная геометрическая фигура, обладающая свойством самоподобия, то есть составленная из нескольких частей, каждая из которых подобна всей фигуре целиком. В более широком смысле под фракталами понимают множества точек в евклидовом пространстве, имеющие дробную метрическую размерность (в смысле Минковского или Хаусдорфа), либо метрическую размерность, отличную от топологической. Есть и другие определения фракталов. Фрактал — это бесконечно самоподобная геометрическая фигура, каждый фрагмент которой повторяется при уменьшении масштаба. Фрактал — самоподобное множество нецелой размерности…»
Полюбуйтесь вместе со мной этой игрой подобия, создающей столь непохожие, уникальные живописные полотна.
Турция, Испания и Египет – фантастические контуры береговой линии, напоминающие скорее листья, а не изрезанную водой сушу
Саудовская Аравия – узоры листьев, нанесенные на сухую пустыню, как бы вырезанные в земле, высохшие русла больших и малых рек
Камчатка – тот же стиль, только в снежном исполнении, и совершенно иной элемент – вихревые завитки облаков, некие турбулентные фракталы
Озеро Khovsgol lake (Хевсгел Нуур), что на северо-западе Монголии, у подножия Восточных Саян – каменистые горы, снег, туманы в ущельях – и тот же прием повторения
Багамы – совершенно иная цветовая палитра, словно бы Гоген здесь играет своей кистью, чтобы изобразить небесно-лазоревого цвета покрывало. Но прием все тот же: повтор складки, фрактал.
А вот Израиль. Фракталы природные (по периферии снимка) и рукотворные (в его центральной части)
Иордания. Повторяющиеся треугольники гор (слева внизу), прямоугольники полей (справа вверху) и мелкая насечка зданий, объединенных в кварталы, город Амман
Город Монтеррей, Мексика – тоже сочетание рукотворных и нерукотворных фракталов
Остров Исла-де-Плата, Эквадор. Здесь подобие совершенно иного рода – спутанные «волосы» морских волн (или течений?).
Патагония. Воздушные фракталы – облака
Река Колорадо – возвращаемся к листьям и путешествию по США – это то, что может увидеть пассажир самолета, вознамерившегося из жаркого Лос-Анджелеса полететь в Денвер и затем Аспен, чтобы освежиться на горнолыжных трассах
Дальше я умолкаю. Можно бесконечно пытаться описывать работу божественного резца. Требуется иное, сильное перо. Просто наслаждайтесь
На десерт - представим себе, что чувствовал Федор Глинка, когда сочинял: «Не слышно шуму городского, за невской башней тишина, лишь на штыке у часового горит полночная луна…»
Находите ли вы и здесь элементы самоподобия, о мои товарищи по умению видеть земную (и неземную) красоту?
Источник: Блог Сергея Жукова